Царство пчел

«царство пчел, читаем мы в другом месте, считается идеалом или образцом так называемого конституционномонархического образа правления, который господствует ныне в большинстве европейских государств. Для иных он является высшим политическим идеалом, другие считают его грубейшим политическим заблуждением. Уже в начале прошлого столетия француз мандевиль в знаменитой басне о пчелах” пытался, хоть и с большими натяжками, поставить пчелиное государственное устройство в пример человеческим учреждениям.

На самом же деле государство пчел резко отличается от конституционномонархической системы тем, что пчелы, повидимому, совершенно равнодушны к личности своей царицы, не придают ей никакого значения; им достаточно знать, что таковая существует, т. Е., что у них есть царица, которая в состоянии исполнять свои царские, вернее материнские, обязанности. Вследствие этого они быстро и легко сменяют управление и вполне придерживаются в этом отношении известного правила конституционного королевства: le roi est mort, vive le roi! Мы уже говорили, что осиротевший улей присягает в верности новой, предложенной ему царице, точно так же, как ее предшественнице, или собственными усилиями выращивает себе новую царицу. Если же улей оставался без царицы долгое время, в нем водворяются лень и распутство, и рано или поздно он погибает. Итак, хотя царица является центральным пунктом и связью для всего государства, личность ее не принимает никакого участия в ходе дел. Она совершенно в духе основной идеи конституционализма является именно тем, чем не захотел быть наполеон i, заявив по поводу знаменитого проекта сийэса, что он не намерен быть свиньей”, откармливаемой нацией. Пчелиная царица не только представительствует” и являет народу зрелище своего величия, но и оказывает общему делу истинные и незаменимые услуги, без которых государство не могло бы существовать. Что же касается всего прочего, то царица, по простоте и однообразию своей деятельности, находясь в состоянии хотя и почетного, но все же полуплена, представляет очевидный контраст со своими развитыми физически и умственно подвижными подданными. Так что и здесь, как это часто случается среди людей, глупость и ограниченность или, по крайней мере, посредственность, господствуют над разумом».

Склад пчелиного роя таков, что пчелыработницы, ухаживающие за личинками, никак не могут кормить всех одинаково. Они привыкли к своей жизни, привыкли вечно работать на других и иметь над собой только одну царицу и без всяких соображений делают из беспомощных личинок пролетариев, подобных себе. Лишняя и лучшая капля меда в течение первых трех дней жизни, и вместо невольницы вышла бы царица. Жизнь пчелыработни цы крайне однообразная, трудовая. Одни из них кормят весь рой, обстраивают его, другие ияиьчат детей царицы, прижитых от трутней; они одни обладают орудиями и жаждой к работе, одни составляют трудящийся элемент пчелиного государства.

Комментарии запрещены.