Для уяснения жизни и прогрессивного развития общества

Наконец, для уяснения жизни и прогрессивного развития общества необходимо анализировать различные силы, которые оно заставляет функционировать; и прежде всего различные способности к деятельности отдельных личностей. На вопрос о том: как из этих действий отдельных лиц образуется жизнь общественная и закладываются разнообразнейшие союзы, шефле отвечает: путем коммерции в широком смысле слова, обнимающей не только отношения продавцов и покупателей, но учителя, например, к ученику, и т. П.

Цементируют общество в одно целое не право и обычаи, а многочисленные группировки отдельных лиц большие и мелкие, продолжительные и кратковременные, открытые и скрытые, публичные и частные, которые составляют кадры для индивидуальной деятельности.

Таков материал и таковы действующие силы социологии. Сравнительная психология как биологический фактор, которому такое большое место отводил эспинас в решении задач социологии, у шефле места не нашла вовсе. Причиной этого является тот факт, конечно, что заключения нашей науки были дискредитированы физиологической школой психологов; нового на место дискредитированного еще не было создано, и социологам не оставалось ничего другого, как отказаться от биопсихологии и обойтись без нее собственными силами.

На этот путь как на единственно правильный”, по мнению социологов эпохи крушения сравнительной психологии субъективного метода, стала целая фаланга ученых и продолжает стоять, в ущерб истине и успехам своей науки, до наших дней.

Под влиянием того же монизма снизу” (правильнее было бы сказать, под влиянием физиологической школы психологов) в социологии получило начало учение, по которому государство представляет собою организм, эквивалентный организму морфологическому.

На основании данных, выработанных наукой начала XIX в., взгляд на государство, как на организм sui generis, был высказан огюстом контом. Ученый полагал, что государство, хотя и не составляет организма, представляет, однако, нечто ему подобное. Этот организм особого рода конт называет то systeme organique, то organisme social, то organisme collectif и требует его изучения вслед за биологией и согласно с добытыми этой наукой данными о жизни. Другие авторы в чертах сходства между организмом и обществом видят основание для наведений от первого к последнему, по аналогии. Так, спенсер, например, хотя и не считает общество реальным организмом, но проводит аналогию между ними очень детально. Наконец, третьи, как лилиенфельд, рассматривают общество, уже как реальный морфологический организм, и полагают, что возражения против такой реальности основаны на поверхностных заключениях.

Комментарии запрещены.