Главнейшие основания

Таковы главнейшие основания, по которым общество и организм считаются явлениями в организационном отношении сходными или сполна, или в существенных своих частях. Все они представляют собою продукт аналогий между обществом и организмом, аналогий иногда удачных, иногда очень поверхностных и односторонних. Чем, однако, внимательнее и с большим знанием дела будем мы вглядываться в сравниваемые предметы при построении таких аналогий, тем меньше будем мы находить в них сходство.

Укажу лишь на одну характерную черту в аргументации сторонников воззрения на государство, как на морфологический организм. Для подтверждения и уяснения этой идеи они берут среди морфологических организмов не один какойлибо их тип, а разные: такие, которые в каждом данном случае оказываются более других подходящими для требуемой аналогии, вследствие чего, в конце концов, государство сопоставляется с несуществующим и фактически невозможным организмом. Одни говорят нам, что для установления сходства между государством и организмом самыми подходящими являются наиболее элементарные из последних, такие, например, как protospongia (рис. 129) или pleudorina (рис. 130). Это колонии однокле точных организмов, каждый из которых живет сам по себе, без физиологической связи с соседними организмами, если не считать того, что составляющие их индивиды (клетки) помещаются в общем для одной из колоний инертном веществе, едва ли имеющем основание называться живым в полном смысле этого слова.

Так вот, по мнению некоторых авторов, нечто подобное представляет собою и общество.

Нужно помнить, говорят они, что хотя люди, составляющие общество, физически разделены друг от друга и даже рассеяны, однако поверхность, по которой они рассеяны, не лишена жизни, только жизнь эта низшего порядка и служит для вспомоществования человеческой жизни. Растительность страны делает в ней возможной животную жизнь, и только посредством своих животных и растительных продуктов такая страна может поддерживать человеческое общество.

Поэтому члены политического тела не должны считаться отделенными друг от друга промежутками мертвого пространства, а размещенными по пространству, занимаемому жизнью низшего разряда. Таким образом, понятие о социальном организме должно включать в себя не людей только, но и то низшее органическое существование, от которого зависит существование человека, а, следовательно, и общества. При таком воззрении, граждан, составляющих общину, можно считать единицами, одаренными высокой жизненностью и окруженными предметами низшей жизненности, из которых они получают свое питание. Отдельные клетки protospongia и pleudorina принимаются за элементы, аналогичные индивидам человеческого общества, а инертное вещество, в котором помещаются эти клетки, общественной средой низшего жизненного порядка”. Упущено из виду при этом сопоставлении лишь то обстоятельство, что индивиды общества получают из среды низшего порядка” все источники их органического существования, тогда как клетки названных организмов из инертного вещества, в котором находятся, ничего аналогичного не получают.

Комментарии запрещены.