Группы междуреакционных возможностей

Положения гипотезы для той группы междуреакционных возможностей, для которой она главным образом waxweiller’om предлагается, с первых же шагов оказывается безнадежным.

В этом, независимо от всего остального, убеждает нас то обстоятельство, что, как только автор от общих соображений о великой аналогии” переходит к частностям по вопросу об общественности, так его видовые детерминанты тот час же отказываются ему служить, и он тщетно обращается за подкреплением к. Классическим приемам зоопсихологов, измеряющих психику животных организмов масштабом человеческой психики.

Свои рассуждения он начинает с трех картинок: на одной представлены нимфеи, плавающие в озере; на другой зебры, идущие к водопою, на третьей люди, собравшиеся у фонтана. Во всех них, по уверению автора, мы видим собрания (agglomeration) живых существ, ищущих воду, но характер и свойство этих агломераций, говорит он, различны: камень, упавший между нимфеями, не производит среди них никакого беспокойства, среди зебр производит испуг и вызывает бегство, а брошенный в толпу людей камень может вызвать различные ощущения и действия.

Поэтому, заключает автор, если мы все эти явления назовем одним и тем же термином общественностью”, то сделаем ошибку антропоморфизма, совершенно подобную той, которую сделали бы, говоря, например: l’acier ou nickel oppose une defense heroique a des efforts de traction”.

Так просто разделывается автор с агломерациями и агрегациями, вызванными влечением организмов к воде”. Правда, этим приемом трактовать явления растительный мир действительно устраняется из круга подлежащих исследованию явлений: нимфеи, говорит автор, представляют собой простую агломерацию” особей вида, ибо ни одно из этих растений не способно реагировать на воздействия другого”. Но что касается зебр, то вопрос этот гораздо сложнее; положение автора становится поэтому чрезвычайно трудным, а его рассуждения неопределенными и смутными.

Покончив коекак с нимфеями и зебрами, waxweiller, следуя тем же сравнительным методом”, спешит перейти к новым картинкам. На одной изображены муравьи, строители туннеля, а рядом, на другой, плотники, возводящие крышу дома; далее стадо обезьян, спокойно сидящих под охраной старой особи, взобравшейся на скалу, а рядом картинка роты солдат, спокойно расположившихся под охраной дежурного, сидящего на холме и озирающего окрестности.

Комментарии запрещены.