К выяснению приемов онтогенетического метода

От этих предварительных замечаний обращусь теперь к выяснению приемов онтогенетического метода и его задач.

Прежде всего отмечу, что авторы в подавляющем большинстве случаев не делают различия между индивидуальным развитием инстинктивных и разумных способностей. Бытописатели жизни беспозвоночных животных рассказывают поэтому о развитии психики паука, пчелы, муравья совершенно то же и так же, как рассказывают о развитии умственных способностей у человека: животное с возрастом становится все более и более опытным, более мудрым и знающим, благодаря личному научению и примеру других (бон, кстати сказать, не составляет исключения).

Ромене, настаивающий на тождестве процессов эволюции психических способностей у животных и человека, сообщает, например, что молодые паучки делают вначале очень неправильную паутину и только постепенно выучиваются делать ее больше и красивее, так что и здесь, как и повсюду, практика и опыт играют большую роль”.

Это заключение, как и огромное число других аналогичных, делаемых и им, и другими учеными той же школы, безусловно неверно. И так как эта точка зрения лежит в самом корне разногласий методов субъективного и объективного, то мы и остановимся на ее рассмотрении с должным вниманием.

Данные онтогении, добытые объективным методом исследования, устанавливают, во-первых, что инстинкты молодых пауков относительно так же совершенны для их потребностей и условий существования, как совершенен и целесообразен инстинкт построек этих животных в позднейших стадиях их развития и их условий существования.

Комментарии запрещены.