Метафизическая философия

Они продолжают держать свое знамя по-прежнему недосягаемо высоко: метафизическая философия должна всегда, и прежде всего, остаться сама собою”, она должна стремиться к той полноте и совершенству знания, которые необходимы для того, чтобы человек обладал правильными и твердыми критериями деятельности”, она дает общие начала поведения, дает идеалы разумной человеческой деятельности, дает руководящие принципы не только в познании, но и творчестве”, она порождает и возрождает науки и искусства”. В одной из статей журнала вопросы философии и психологии” утверждается даже, что решение метафизических вопросов для человека несравненно важнее, чем самое подробное познание физического мира”, а г. А. Введенский полагает, что нет на свете вопросов более интересных, как вопросы метафизики и т. П. Словом, для них, последних могикан прошлой, отходящей в вечность, эпохи, метафизика остается окруженною чуть ли не таким же ореолом величия, какой она имела на рубеже XIX в.

Бывают, видите ли, в жизни человечества, говорит проф. А. Введенский, как в жизни отдельных людей, загадочные настроения состояния какого-то непостижимого ослепления. Точно что застилает человеку глаза, и, будучи не в силах смотреть в даль, он суживает по необходимости свои перспективы и останавливается мыслью лишь на предметах близких, вопросах полезных, решениях документальных и осязательных”.

Мысль о том, что изучение предметов близких, разработка вопросов полезных, стремление к решениям этих вопросов, документальным и осязательным, представляет собою состояние непостижимого ослепления1’ конечно, оригинальная, я бы сказал, даже единственная в своем роде, если бы рядом с нею не стояло соображения г. А. Введенскаго же о том, что «решение философских вопросов отнюдь не бесплоднее” решения вопросов какой-нибудь рациональной механики».

Комментарии запрещены.