Многочисленные признаки

Словом, мы можем найти в сне растений многочисленные признаки, характеризующие эти явления с точки зрения физиологии и биологии, за исключением тех, которые характеризуют эти явления у животных. Мы имеем поэтому полное основание утверждать, что сон животных и явления, которые этим термином обозначают у растений, имеют не более между собою общего, чем открытые у них органы чувств и нервная система с этими органами и этой системой у животных.

Но однажды став на путь оценки явлений живой природы ad hominem, монисты сверху” не могли, разумеется, остановиться на известном рубеже е двигались вперед и вперед, шагая через факты и опытные исследования.

Эдвард эвелинг, говоря о борьбе микробов, рассуждает таким образом: если принцип эволюции верен, то животные и растения значительно разнятся между собою только в высших формах; в низших же формах они почти сливаются между собою и необходимо имеют общее происхождение. Поэтому логически следует ожидать открытия некоторых проявлений разума и в растительном царстве. Действительно, такие проявления ума существуют. Движения самых простейших растительных и животных организмов по направлению к свету и этот выбор их между тем и другим родом света, очевидно, доказывают в них присутствие силы чувства, открытия и выбора между светом и темнотой, между синим и красным или оранжевым цветом, одним словом, присутствия того, что мы называем психическими проявлениями. Из сказанного следует, что движение bacterium termo, например, в направлении к кислороду или выбор его между той областью, где этот газ имеется, и той областью, где этого газа нет, есть не что иное, как сила чувства и распознания; одним словом, есть то, чтомы называем умом”.

Мир неорганический. Продолжая цепь логических рассуждений, почему же, однако, не идти еще далее? Почему сознание, разлитое в природе”, должно ограничиваться областью только органических существ, почему не утверждать, что психическая жизнь свойственна и телам неорганическим? Логика не только не препятствует этому, напротив, она обязывает признать законность таких умозаключений. И вот целая вереница авторов (haberland в самое последнее время) занимается изучением сравнительной психологии растений и минералов.

Основаниями для такого изучения являются, главным образом, два соображения: во-первых, минералы, растения и животные реагируют на некоторые факторы среды аналогичным образом.

Haeckel, noiret, zelner и др. На пути этого монизма идут еще далее. Они доказывают, что психическая жизнь принадлежит не только сложным и простым организмам, но и первоначальным элементам материального мира, атомам и молекулам. По мнению наескегя (perigenesis der plastidule”), пластидулы”, как и все молекулы, как и атомы, кроме свойств, обыкновенно приписываемых им физикою и химией, должны обладать еще способностью ощущать, чувствовать симпатию и антипатию, обладать волею (правда unbewubte) и способностью двигаться по произволу; одним словом, должны обладать атомною душою которая принадлежит частицам всякого вещества: и органического, и неорганического. A boisel утверждает уже, что атомы обладают хоть и инстинктивной, но достоверной познавательной способностью.

Комментарии запрещены.