Ненужность примирения

Их антагонизм; невозможность и ненужность примирения. Телеология и дарвинизм, как аргумент к сказанному. Метафизика родная сестра теологии в своем воззрении на душу как самостоятельную сущность. Декарт, устанавливая свое учение о духе, исходил одновременно как из основ христианской религии, так и из принципа, по которому «душа представляет собою мыслящую субстанцию” принципа, положенного в основу и метафизической психологии. Это направление в исследовании предмета явилось на смену теологическому; оно сыграло блестящую роль в истории нашей науки и теперь сходит со сцены, изредка появляясь на ней в качестве рудимента прошлого. Правда, крайние сторонники метафизического мировоззрения все еще продолжают считать свой путь познания” единственно возможным и гарантирующим истину, но большинство, менее одностороннее, делает попытки примирить метафизику с наукой, приспособляя ее к добытым последней истинам. Они уже не говорят о непогрешимости своих умозрений и пытаются доказать, что никакой противоположности между путями решения проблем духа и жизни” метафизическим и научным нет. Утверждают они это на том основании, во-первых, что некоторые метафизики уже отказались от возможности познавания сущностей и целей существующего”, или стоят на пути к этому; а, с другой что в области естествознания не только минувшего времени, но и настоящего, мы можем встретить воззрения, которые ничем не отличаются от воззрений метафизиков на сущность вещей, как, например, учение Геккеля о душе атомов, одаренных чем-то вроде любви и ненависти друг к другу. Я считаю эти соображения бездоказательными, а примирение метафизики с наукой делом и невозможным, и ненужным.

Комментарии запрещены.