Одинаковый материал

Вот, например, каким образом Mасcook описывает постройку бtшеного паука”. Увидав земляную насыпь возле входного в нору отверстия и задавшись вопросом, для чего бы она могла служить пауку-строителю, масcook отвечает: с насыпи виднее добычу, стало быть, она (насыпь) служит для того же, для чего служили башни рыцарей в средние века; отсюда один шаг до средневековых башен, и мы прямой дорогой вводимся в круг представлений, среди которых вращается мысль монистов сверху” и делаются их заключения.

Пауки эти, утверждает автор, устраивают себе земляную насыпь с целью выслеживать свою добычу и броситься на нее оттуда, подобно тому, как это делали рыцари из своих замков. Оттуда и название башеный паук”. Но попробуйте на минуту сопоставить не термины, а реальные предметы, и вы увидите, что небольшой бугорок земли, которую паук сбрасывал в одно место при устройстве себе норы, так же (рис. 48) напоминает башню, как калоша броненосец.

Описанная постройка, действительно, так высоко целесообразна, так глубокомысленна”, что сделанная ей психологическая оценка малосведущему в этой области явлений читателю могла бы показаться весьма правдоподобной, если бы на пути к этому признанию не стоял следующий факт: молодые паучки траповых пауков, начиная свою самостоятельную жизнь, устраивают себе нору по совершенно тому же плану, с тем же, в смысле строительства, совершенством, как и взрослые особи. Нет надобности говорить поэтому, что разумные способности в устройстве жилища паука не играют никакой роли не потому только, что, допустив это участие, мы должны были бы тем самым признать этих пауков одаренными столь совершенным органом мышления, какого не наблюдаем у людей, ибо они легко решают задачи, давшиеся человеку лишь после долгой умственной работы, но и потому, что выучиться этой работе молодые пауки не могли: они не видели весьма сложного способа производства отдельных частей работы, о которых нельзя догадаться по законченной постройке. Они не могли видеть, например, как вделывается земля в наружную поверхность крышки, и каким образом она там распределяется, хотя сами с первого же раза делают эту часть работы так же, как ее делают их родители; они не могли видеть, как устраивается весьма сложно изогнутая крышка гнезда, хотя сами изгибают ее совершенно тем же способом.

Это замечание относится не к одним только траповым, а и всем паукам вообще. Все они одинаково не могут пользоваться ни научением, ни опытом этими первыми и необходимыми признаками разумной деятельности, но в то же время одинаково совершенно делают свои постройки по одному типу, по одному шаблону, хотя этот шаблон, как мы это увидим ниже, и сложнее, чем обычно принимаемый авторами.

Комментарии запрещены.