Огромный пробел

Лишь в начале XIX в. Этот огромный пробел получил возможность заполниться: в 1803 г. Выходит в свет biologie ou philosophic de la nature vivante” Тревирануса, а в 1809 г. Philosophic zoologique” Ламарка.

Ламарк был первым ученым, который взглянул на психологию животных как на дисциплину знания, не только имеющую самостоятельное значение, но и способную играть в цикле биологических наук такую же роль, как и остальные ее дисциплины, причем взгляд этот Ламарк высказал не в виде попутного замечания, более или менее подробно мотивированного, как это делали Бюффон, Галлер, Эразм Дарвин и др., а в форме законченной теории, которую ученый связал с его учением о безграничной трансформации организмов. Это учение Ламарк изложил в своей замечательной книге philosophie zoologique где, в противоположность Бюффону и его последователям, приписывавшим изменение форм непосредственному влиянию среды, признает главным фактором изменчивости способность организма известным образом реагировать на внешние воздействия, путем упражнения развивать то, что этой реакцией достигнуто, а путем наследственности передавать приобретенное. Организмы изменяются, утверждал Ламарк, не вследствие прямого на них воздействия среды, а вследствие того, что среда изменяет психику животного и maniere d’etre растений”.

Каждый вид, говорит ученый, под влиянием обстоятельств, в которых он пребывал долгое время, приобрел привычки которые мы у него видим; эти привычки в свою очередь повлияли на части каждой особи данного вида до такой степени, что они изменили эти части и поставили их в соответствие с приобретенными привычками”. Ламарк сверх того считал изменчивость видов следствием усилия внутреннего чувства животных, которое может привести к образованию новых частей (органов) или, как он говорит в другом месте, следствием стремления организмов к совершенствованию: la progression evalente, qui existe dans la composition de l’or ganisation des animaux”.

Ламарк признавал зависимость психики от нервной системы и классифицировал степень сложности психических актов по следующей схеме:

Первой из этих способностей, по его мнению, обладают простейшие животные, которых он называл animaux apatiques.

Второй более совершенно организованные беспозвоночные животные. Он называл их animaux sensibles.

Наконец, третьей из названных способностей обладают, по его мнению, только позвоночные животные; их поэтому он называет animaux intelligents.

Человек, по мнению ученого, отличается от других животных, обладающих способностью к сознательной деятельности лишь степенью сознательности, разумности.

Комментарии запрещены.