Противоположным путем

В то время, когда метафизик, с точки зрения его интуитивно постигнутых начал и сущностей проливает свет на явления жизни, ученый не только идет совершенно противоположным путем не от общих начал к явлениям, а как раз наоборот, но еще и утверждает, что, по мере восхождения к все более и более широким обобщениям, степень их достоверности становится все меньшей и меньшей. Поэтому, обладая единственно вероятными данными для решения конечных вопросов о душе, о морали, личной и общественной, наука ни минуты не претендует на непогрешимость в этом направлении. Более того, она считает такие претензии опрометчивыми. Метафизика же, опираясь на свои абсолюты и считая свой метод единственно достоверным, смело утверждает непогрешимость своего учения и устанавливает causae finalis.

Эта уверенность метафизики так велика, что, когда ее представителям с фактами в руках доказывают ошибочность и их метода, и их заключений, они начинают утверждать, что факты, устанавливаемые наукой, ни о чем свидетельствовать не могут, ибо средства опытного познавания у человека не совершенны, вследствие чего и добываемые этими средствами заключения всегда сомнительны.

Натуралистам, однако, не менее чем метафизикам известны: и факт несовершенства наших органов чувств, и факт несовершенства добываемых при их посредстве опытных знаний; но выход из положения им представляется диаметрально противоположным выходу метафизиков: последние утверждают, что, так как органы познания плохи, то от их услуг надо отказаться и заменить материал опытного знания свободным полетом мыслей; а натуралист полагает, что, если органы познания не совершенны, то надо их усовершенствовать, т. е. Вооружить такими инструментами, которые давали бы все более и более точные результаты исследования. Он полагает сверх того, что метафизика, утверждая противное, делает двойную ошибку, так как, во-первых, и при свободном полете мысли она в конце концов имеет источником своего познания те же органы чувств, которые признает негодными для познания истины; и так как, во-вторых, отказываясь от этих орудий познания, вследствие их несовершенства, сама себя и навсегда замыкает в беспросветную сферу миражей.

Комментарии запрещены.