Роль органов чувств

Вопросы ставились случайно, ответы обосновывались малоубедительно и потому являлись весьма спорными и гадательными. Сам галлер, например, считает роль органов чувств второстепенной. Возражая на мнения, по которым человек обязан превосходству над другими животными своим рукам, он пишет: человек не потому самое умное животное, что у него есть руки, как это говорит анаксагор; напротив, потому, что человек есть самое умное из животных, природа и одарила его руками, как гораздо справедливее утверждает аристотель”.

Не руки изобрели искусство, но ум; ум употребляет руки точно так, как музыкант лиру, кузнец клещи. И как не лира научает музыканта, не клещи кузнеца, хотя они и не могут ничего сделать без своих инструментов, так точно и душа извлекает все свои способности из собственного своего существа, хотя эти способности ничего не могут исполнить без органов тела”.

Современник Галлера и Реймаруса, писавший свое исследование в одно с ними время Кондильяк (17551766) пытается не только дать определение инстинкта, но и выяснить его внутреннюю психологическую природу. Признавая за инстинктом начало познания, автор намечает связь инстинктивных способностей со способностями разумными и их генезис.

Инстинкт это, по мнению автора, элементарный ум, который превращается в инстинкт подобно тому, как превращается разум в привычку, лишенную размышления. Эта идея Кондильяка далека от истины, но значение ее в развитии нашей науки имеет огромное значение, так как выдвигает новый вопрос о генезисе инстинкта.

Не менее интересны в учении Кондильяка и его попытки провести параллель между инстинктами и привычками. Правда, сближение этих психологических явлений сделано им не верно: автор заметил внешнее сходство между ними и предположил общее для них начало; он не угадал, таким образом, глубокой грани, отделяющей их друг от друга. Попытка осветить явление инстинкта путем сопоставлений с привычкой составляет, однако, несомненную заслугу автора.

Идея Кондильяка о генезисе инстинктов, которая на языке современных представителей нашей науки формулируется в тезисе: инстинкт есть редукция разумных способностей”, выдвигает на очередь другой вопрос. Исходя из положения, что инстинкт есть способность низшая, Леруа пытается объяснить, как могла из этой низшей способности возникнуть способность разумная. Задача состоит в том, говорит он, чтобы понять, каким образом посредством повторенного действия, ощущения и посредством деятельности памяти инстинкт животных возвышается до ума”.

Комментарии запрещены.