Роль подражания

Как бы ни была скромна роль того подражания, которое мы наблюдаем у птиц и млекопитающих, как бы ни была тесна и ограничена область психологического в этом подражании и этих традициях, оно все же у высших позвоночных наблюдается, и способность пользоваться из такого источника существенно отличает их психологию от той, которая ограничивает свои знания одною наследственностью, т. Е. Знаниями только инстинктивными.

Описанные факты дают нам основание a priori полагать, что если существует разница в онтогенетическом развитии психических способностей высших позвоночных животных, с одной стороны, и тех беспозвоночных, о которых шла речь выше, то должно существовать различие и в постэмб риональном развитии их нервной системы. Так оно на самом деле и есть.

У насекомых, например, нервная система является вполне законченной по своему строению к каждой данной стадии их развития и остается неизменной до следующей стадии, как являются вполне законченными и неизменными те знания, которые соответствуют той же стадии их развития и остаются неизменными до следующей стадии развития.

Иное мы видим у высших позвоночных. Исследования ватсона, посвященные вопросам психофизиологического развития белой мыши, представляют сказанному хорошую иллюстрацию. Автор задался целью выяснить отношение между развитием нервной системы и развитием умственных способностей этих животных с момента их появления на свет до зрелого возраста. Для этого он следил параллельно за развитием того и другого, сравнивая добываемые результаты с нервной системой и умственными способностями взрослых особей.

Выяснилось, что искомая связь действительно существует, что по мере развития умственных способностей появлялись новые клетки в коре головного мозга, строение отростков нервных клеток в коре и их распространение становились иным, чем это наблюдается у молодого животного. Развитие это совершается в течение первых 23 дней их жизни. К этому времени все белые мыши становятся и психологически, и физиологически способными ко всем действиям, исполняемым взрослыми особями; память молодых до 12 дней, по словам автора, бессознательна; затем она быстро растет до наступления зрелого возраста.

Комментарии запрещены.