Теоретические построения учения об энергии

С уверенностью можно ответить на этот вопрос, что не только при том положении научного знания, в котором находятся теоретические построения учения об энергии в области психологии в настоящее время, но что и самое полное, и самое точное знание в этой области явлений не в состоянии будет дать нам ответ на множество вопросов, даже для тех сторон человеческой психологии, на которой и для которой они исключительно исследуются.

Дело в том, что явления природы вообще, а с этим вместе и явления психики, имеют две стороны: одна соответствующая энергетическим модификациям, другая форме, расположению и группировке элементов данного явления. При равенстве первых, при совершенном равенстве расходуемой энергии можно иметь явления совершенно различные, ибо внешний вид явлений отнюдь не эквивалентен энергии и сполна ускользает от законов последней.

Paul sollier в его статье Худия р57 для иллюстрации той же идеи приводит ряд примеров. Он указывает между прочим на явление изомерии, когда тела со стороны их химического состава оказываются совершенно одинаковыми по составу и числу своих молекул, но расположение последних ассоциировано различно, вследствие чего предмет оказывается обладающим новыми свойствами и новыми реакциями.

Этот и ряд других аналогичных примеров, несмотря на их элементарность и грубость, дают нам, однако, ясное представление о том, что являют собой интересующие нас процессы головного мозга для задач сравнительной психологии: элементы психики могут быть совершенно одинаковыми, но порядок, расположение, группировка и ассоциации этих элементов у каждого данного индивида могут быть различными, и потому при затрате одинакового количества мозговой энергии могут приводить к разным психологическим результатам.

Почему эти элементы комбинируются у одного так, у другого иначе, это особый вопрос: потому ли, что органическая конституция мозга делает руководящую роль двигательных, чувственных и иных центров не одинаково сильной; потому ли, что центры эти ассоциированы между собой не одинаково численными волокнами; потому ли, что порядок, природа, количество и сила впечатлений, ежедневно нами получаемых и сохраняемых нашим мозгом, в связи с определенным количеством энергии, удерживается каждым в своей доле, потому или по другим причинам, но в конце концов факты, по смыслу которых одинаковая количественно и качественно психофизическая энергия порождает не одинаковые у разных людей следствия, остается фактом. А с этим вместе остается фактом и то, что данные психофизики, составляя лишь одну область явлений психологии, содействуя и приближая к познанию истины, не только всей психологии не составляют, но большей части ее вопросов вовсе и не затрагивают даже у человека. Нужно ли говорить о том, что для решения задач сравнительной психологии эти данные не только не дают никакого ответа, но и не приближают нас к нему. Мы можем поэтому с полною уверенностью утверждать, что между принципом монизма в энергетике и монизмом в биопсихологии такой зависимости, которая оправдывала бы попытки сделать руководящими принципы монистической философии в исследованиях сравнительной психологии, нет.

Шпанская мушка купить в Санкт-Петербурге в аптеке

Комментарии запрещены.