Указывая на факты

Последний, указывая на факты, говорит об изменяемости инстинктов, а Агассис пишет: «кто хоть на минуту может поверить, что инстинкты животных в какой бы то ни было мере определяются условиями жизни, при виде, например, черепахи. Все виды, говорит ученый (а, стало быть, и их инстинкты), неизменны; они могут в известных границах изменяться, но никогда не выступают из положенных им творческою мыслью пределов, и никогда один вид не может перейти в другой или произойти из другого. Каждый вид есть воплощенная творческая идея. Натуралисты не более как переводчики мыслей высшего разума” на человеческий язык. Человеческий ум находится в гармонии с природой, и многое из того, что нам кажется результатом усилий нашего разума, есть только естественное выражение этой предустановленной гармонии. Отсюда задача исследования, по мнению агассиса, заключается в том, чтобы, проникнув в природу своего духа, выяснить бесконечный разум, intelligence supreme, которого эманацию представляет его собственный разум».

Совсем, как видите, по шеллингу, который утверждал, что источник всякого истинного знания должно искать в мышлении, а не в фактах. Последний шел дальше. Он спрашивал: если теории необходимы для науки, то где должны мы искать их источник? И отвечал: вне фактов и ни в каком случае в самих фактах. Только такая теория, утверждал известный метафизик, может быть исключительно истинной, которая познана или построена a priori, ибо природа есть только воспроизведение, так сказать, отпечаток мышления абсолютного я”, абсолютного субъекта, вследствие чего философствовать о природе значит творить природу.

Комментарии запрещены.