Земляные черви

Земляные черви, говорит он, имеют склонность держаться там, где уже находятся другие особи вида. Но эти сборища, утверждает waxweiller, не представляют общественности потому, что мы имеем здесь дело с явлением хемотропизма. Выделяемое эпидермисом этих червей вещество, видите ли, оказывает успокаивающее влияние на этих животных и они остаются в том месте, где испытывают это успокаивающее влияние себе подобных”. Где же, однако, основание утверждать это? Всякий, кто имел случай наблюдать за жизнью земляных червей, отлично знает, что нахождение их в одном месте, в числе многих особей, имеет главным образом только одну причину особенно благоприятные условия питания. Кто ищет червей для удочек, тот идет с уверенностью в место, где черви должны быть в большом числе, и там их действительно находит. Попытка искать этих животных по лебовскому рецепту отлично бы доказала безнадежность его догадки.

И вот, путем своего сравнительного метода” и гипотезы о видовых детерминантах леба, waxweiller устанавливает ряд заключений, которые, по мысли автора, можно было бы сформулировать рядом следующих положений.

Я ни минуты не сомневаюсь в существенном отличии нервной системы человека от таковой даже у высших животных; схема, которую предлагает для первой из них один американскии учёный и которую waxweiller приводит в своем докладе (рис. 135) передает действительность, быть может, даже менее демонстративно, чем это есть на самом деле; ни минуты не сомневаюсь и в том, что благодаря развитию разумных способностей человека некоторые инстинкты его подверглись регрессивному развитию, хотя решительно отрицаю, чтобы этому регрессу подвергались, как это полагает waxweiller, все инстинкты, кроме одного: инстинктивной тенденции к научению”, и это тем более, что такого инстинкта не существует вовсе. И со всем тем, однако, я утверждаю по отношению к трем первым тезисам, что они грешат неточностями и односторонней прямолинейностью; что же касается до четвертого, то, полагаю, что корни человеческой общественности заложены так глубоко в прошлом эволюции животного царства, что, не выяснив этого прошлого, не установив законов этой эволюции на основании биологического материала, познание социологии в необходимой для этого полноте так же невозможно, как невозможно полное знание анатомии человека без знания сравнительной анатомии, т. Е. Без знания филогении его органов тела.

Комментарии запрещены.